Новый экономический университет
Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного экономического университета профессором Игорем Анатольевичем Максимцевым.
— Вы возглавили новый экономический вуз Санкт-Петербурга, который появился после объединения СПбГУЭФ (ФИНЭКа) и СПбГИЭУ (ИНЖЭКОНа) и присоединения СПбГУСЭ. Научная школа какого из прежних вузов в нем будет преобладать? Эти известные бренды — ФИНЭК, ИНЖЭКОН и ГУСЭ — окончательно ушли в прошлое или есть шанс сохранить их на новом фундаменте?
— На сегодняшний день Санкт-Петербургский государственный экономический университет — ведущий и крупнейший экономический вуз России. Он был создан 1 августа 2012 года в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭКа) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОНа). 29 декабря 2012 года был подписан приказ Минобрнауки России № 1128 о присоединении к СПбГЭУ Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (ГУСЭ).
При создании нового объединенного экономического вуза Санкт-Петербурга одним из основополагающих стал принцип сохранения научных школ и лучших традиций трех вошедших в него университетов, ведь каждый из них исторически был силен и специализировался на определенных областях знаний.
В связи с этим в структуре СПбГЭУ предусмотрено функционирование ряда институтов. Институт экономики (ФИНЭК) аккумулирует в себе программы подготовки бакалавров и специалистов по экономическим и финансовым специальностям. Институт управления (ИНЖЭКОН) — ведет подготовку бакалавров и специалистов в области менеджмента, управления качеством и т. д. Институт сервиса (ГУСЭ) — с 1 сентября 2013 года сосредоточится на обучении студентов по программам бакалавриата и специалитета в сфере услуг, туризма и смежных отраслей. Для тех, кто после четырех лет захочет продолжить свое обучение, магистерские программы по самому широкому спектру направлений предложит Институт магистратуры. Такое сосредоточение на более важных аспектах и четких сегментах высшего образования позволит повысить в первую очередь уровень и качество подготовки наших выпускников.
— Какие направления обучения ФИНЭКа и ИНЖЭКОНа вы можете назвать основными, некими образовательными и научными локомотивами, которые планируется сохранить в новом вузе?
— Безусловно, это экономика, менеджмент, финансы, а также направления сервиса и туризма. Помимо перечисленных в СПбГЭУ есть еще ряд направлений, без сохранения и развития которых мы не получим общей картины нашего университета. К ним можно отнести юриспруденцию, гуманитарную подготовку с экономическим уклоном, направления в сфере информатики и математических методов и некоторые другие.
— Какие перспективы вы видите в объединении трех вузов и какие аргументы называли своим подчиненным в пользу грядущего слияния?
— Объединение вузов — это важный процесс в реформе, проводимой Министерством образования и науки. Безусловно, мы видим в этом положительные перспективы как в целом для системы высшего образования России, так и для нашего университета в частности. Главное — это повышение качества образования.
Постепенное снижение численности студентов в течение нескольких лет позволит повысить конкуренцию за получение высококвалифицированного экономического образования. Мы не должны превращать новое учебное заведение в штамповку выпускников с записью «экономист» или «менеджер». Мы ставим перед собой задачу готовить тех ребят, которые смогут брать на себя ответственность, быть лидерами, вести современную экономику страны.
Объединение позволяет избежать зачастую деструктивного соперничества между образовательными учреждениями внутри города или страны. Теперь мы можем сосредоточить силы для того, чтобы составить конкуренцию вузам с мировым именем.
Кроме того, открываются и иные перспективы. Сегодня государственное финансирование вуза происходит из расчета чуть более 60 тысяч рублей в год на одного студента. Однако в случае, если СПбГЭУ получит статус федерального или национального исследовательского университета, сумма госрасходов на университет будет больше. Я думаю, что своей историей, своей репутацией наши вузы имеют полное право претендовать на новый статус.
— Какая оптимизация ждет помещения и территории прежних вузов? Предполагается ли строительство новых корпусов? Может быть, появится целый экономический кампус, о котором упоминалось в СМИ?
— Мы действительно считаем, что для развития университета необходимо построить современный кампус. При этом при планировании и реализации проекта нужно использовать самые передовые «зеленые» технологии. Логистическая доступность — это тоже крайне важный фактор в современном мегаполисе. Студенческий городок должен находиться в достаточной близости от Санкт-Петербурга — 30–40 минут на транспорте от центра, в пределах кольцевой автодороги. Это позволит создать единое образовательное пространство и разместить на нем учебные корпуса, студенческие общежития, стадионы, большие киноконцертные и лекционные залы. Я надеюсь, что этот проект будет реализован в течение семи-восьми лет. Сейчас идут консультации с руководством города и Ленинградской области по участку земли, где можно будет реализовать проект. Для этих целей понадобится как минимум 250 гектаров. В рамках программы развития образования 2013–2020 годов, принятой в прошлом году правительством России, мы имеем право претендовать на определенное софинансирование данного проекта. При этом стоит отметить, что здание ФИНЭКа останется штаб-квартирой нового вуза по примеру Европы, где университеты располагаются в старинных особняках, дворцах в центре города как базовые площадки, как исторические символы культуры и образования.
— Под вашим научным руководством в ФИНЭКе работало сразу несколько международных программ. Эта работа продолжится в новообразованном вузе?
— Программы двойного диплома, особенно магистерские, являются визитной карточкой университета, средством привлечения талантливых выпускников не только российских, но и зарубежных вузов. Предполагается два основных направления развития программ: во-первых, каждая российская магистерская программа должна иметь как минимум одного сильного партнера, с которым должны быть достигнуты договоренности как об обмене, так и о возможности получения второго диплома (и таких программ у нас довольно много); во-вторых, в дополнение к нашему портфолио успешных продуктов будут создаваться новые международные программы двойного диплома на базе Международного института экономики и политики (МИЭП). Так, например, завершается работа над программой двойного диплома с Народным университетом Китая, одним из ведущих вузов КНР.
— Университеты, вошедшие в состав объединенного вуза, достаточно часто становились организаторами различных общественных мероприятий, форумов и встреч, не всегда напрямую связанных с образовательной деятельностью. Планируете ли вы развивать данное направление и в новом вузе?
— Для начала необходимо уточнить, что университет не является исключительно образовательным учреждением. Безусловно, это основной вид деятельности, но не единственный.
И ФИНЭК, и ИНЖЭКОН, и ГУСЭ уже давно зарекомендовали себя как многопрофильные научные центры, ведущие разработки в целом спектре областей как по заказу органов государственной власти, так и крупных транснациональных компаний и частного бизнеса. Поэтому в том, что вуз становится площадкой для проведения значимых конференций, форумов и круг-лых столов на городском, федеральном и международном уровнях, мы видим только плюсы. Это не только дает возможность нашим ученым, аспирантам и студентам еще раз продемонстрировать свои компетенции и достижения на высочайшем экспертном уровне, но и привлекает внимание к университету и всей системе высшего образования и науки России. Выступая соорганизаторами, мы всегда стараемся включить в повестку дня и темы для обсуждения те вопросы и проблемы, которые считаем важными.
Так, например, 11 апреля этого года, уже в самом начале большого пути, наш университет совместно с Государственной думой Российской Федерации провел мероприятие высокого уровня. В СПбГЭУ прошел форум «Евразийская экономическая перспектива», который собрал представителей научного и бизнес-сообществ, общественных деятелей и депутатов национальных парламентов стран ЕврАзЭС. Модератором пленарного заседания форума выступил председатель Госдумы Сергей Нарышкин. В обсуждениях и пленарной дискуссии также приняли участие председатели парламентов Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, представители парламентов Армении и Белоруссии. Со словами приветствия к участникам обратился губернатор нашего города Георгий Полтавченко. Мы считаем такие встречи крайне важными и нужными, принимая во внимание ситуацию в мире. В той нестабильности, в которой существует экономика многих стран, мы сегодня выбираем интеграцию и сотрудничество и думаем далеко на перспективу. В том числе и в этом проявляется ответственность университета перед будущими поколениями. Один из круглых столов (а они были посвящены политике, экономике, образованию и праву) носил название «Единое образовательное и научное пространство — евразийская перспектива». Мы с коллегами, ректором МГУ Виктором Садовничим, ректорами вузов, входящих в Европейскую ассоциацию университетов, ректорами вузов России, провели очень откровенную и обстоятельную дискуссию. Темами, которые удалось обсудить, стали основные направления сотрудничества участников единого экономического пространства, повышение эффективности участия вузов Европейской ассоциации университетов в выработке экономической стратегии и развитии стран СНГ и отдельных государств. Коллеги из евразийских университетов поделились своим видением перспектив развития экономического образования и примерами из собственной практики. Обстоятельный разговор позволил дать определенные оценки современному этапу формирования образовательного и научного пространства, рассмотреть нашу деятельность с точки зрения евразийской интеграции. Еще одним неоспоримым плюсом таких встреч является возможность не только обсуждать вопросы в профессиональном сообществе, но и предлагать варианты их решения напрямую представителям высшей государственной власти.
— Насколько сильны позиции экономических вузов Санкт-Петербурга на рынке образовательных услуг и могут ли они всерьез соперничать с представителями западной высшей школы в сфере экономики?
— Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга в настоящее время активно и довольно успешно развивают свою внешнеэкономическую деятельность по различным направлениям и вносят существенный вклад в развитие экспорта всего российского образования. В настоящее время городские вузы, в том числе и экономические, предлагают широкий спектр долгосрочных и краткосрочных образовательных программ, в том числе программ двойного диплома, программ на иностранных языках, летних и зимних школ. В то же время наряду с имеющимся в вузах мощным интеллектуальным потенциалом существует, естественно, комплекс проблем, препятствующих развитию международного сотрудничества в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Естественная конкуренция с иностранными вузами осложняется проблемами, связанными с устаревшей нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок приема иностранных граждан на обучение и их довузовскую подготовку, значительно усложнен вопрос признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых степенях и званиях аналогичным документам, выдаваемым на территории Российской Федерации. Серьезной проблемой является обеспечение безопасности иностранных студентов, что не только отрицательно влияет на международный авторитет российской системы образования, но и на имидж страны в целом. Однако, пожалуй, самая серьезная проблема состоит в обеспечении должного качества образовательных услуг.
— Сейчас одна из самых обсуждаемых тем, касающихся высшего образования, — попадание российских вузов в международные рейтинги. Какие критерии, на ваш взгляд, стоит брать при этом в расчет?
— Да, международные рейтинги интересуют уже все российские университеты. Безусловно, рейтинги, которые сегодня существуют в мире, не являются идеальными, но нам никуда не уйти от участия в них, потому что в образовательной и научной среде, особенно за рубежом, многие все-таки на них ориентируются.
В то же время мы считаем, что необходимо больше учитывать качество и уровень образования, поскольку в ближайшей перспективе мы никогда не сравнимся с американскими вузами по таким показателям Шанхайского рейтинга, как, например, количество нобелевских лауреатов и общий объем финансирования. Другая проблема заключается в способе измерения так называемой академической репутации. Компания QS рассылает письма-приглашения с предложением назвать ведущие вузы по базе, преимущественно содержащей данные профессоров североамериканских университетов. Вполне логично, что большинство из них никогда не слышали про российские вузы, кроме, быть может, МГУ. В этом случае нам необходимо пойти по пути Казахстана и совместно с рейтинговым агентством дополнять базу европейскими и евразийскими экспертами, которые на деле могут оценить наши вузы.
— Куда и кем пойдут работать специалисты нового вуза? Есть ли уже какой-то госзаказ на определенные специальности?
— Традиционно у ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и ГУСЭ большое количество партнеров в сфере трудоустройства и практики. Первоочередная задача СПбГЭУ объединить всех ведущих работодателей, для того чтобы обеспечить возможности для прохождения практики нашими студентами и успешного трудоустройства и продвижения выпускников. Среди наших крупнейших партнеров — администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, управление Банка России по Санкт-Петербургу, Сбербанк, транснациональные компании (наш университет является одним из семи базовых вузов ОАО «Газпром» в России), ряд производственных компаний («Балтика», «Талосто», «Адмиралтейские верфи» и т. д.), государственные унитарные предприятия («Метрополитен», «Водоканал» и др.), крупнейшие мировые консалтинговые компании (Deloitte, Ernst&Young, KPMG, Pricewater house Coopers) и многие другие. Образование нового университета для них — это шанс построить взаимодействие в новом формате, который будет охватывать весь спектр подготовки высококвалифицированных выпускников экономического профиля в регионе. На сегодняшний день вузом заключены договоры на целевую подготовку специалистов с Комитетом по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, с правительством Ленинградской области, с Управлениями федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В рамках целевой подготовки наиболее востребованы направления «Экономика», «Менеджмент». Также в рамках контрольных цифр приема на бюджетные места, выделенные СПбГЭУ Министерством образования и науки, по направлениям подготовки бакалавров «Информационная безопасность», «Управление качеством», «Информационные системы и технологии» и «Прикладная информатика» предусмотрены места для обеспечения подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, в соответствии с приказом Минобрнауки СПбГЭУ вошел в перечень двадцати вузов России, которым выделены бюджетные места для осуществления подготовки специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для реализации торговой политики Российской Федерации.
На 2013 год Министерство образования и науки РФ установило СПбГЭУ контрольные цифры приема граждан по направлениям подготовки для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам высшего профессионального образования на уровне цифр, выделенных ФИНЭКу в прошлом году. В этом году вузу выделено 913 бюджетных мест по очной форме обучения (640 — бакалавриат, 273 — магистратура), 91 место — по очно-заочной и 98 — по заочной формам обучения.
— Как вы будете готовить вуз к грядущей приемной кампании, что готовы предложить абитуриентам?
— Необходимо отметить, что уже этим летом будет функционировать единая приемная комиссия СПбГЭУ по адресу: набережная канала Грибоедова, 30/32.
В рамках подготовки к приемной кампании 2013 года университетом проводились дни открытых дверей, интернет-конференции. Информация об университете, о приеме абитуриентов в 2013 году размещена на официальном сайте вуза и в социальных сетях в официальных группах. СПбГЭУ принимал участие в крупнейших образовательных выставках, проводимых в Санкт-Петербурге, в других регионах России, а также в странах СНГ. Университет предлагает абитуриентам широкий перечень образовательных программ, возможность получения двойного диплома. Для студентов вуза создана современная обучающая среда, образовательный процесс реализуется профессорско-преподавательским составом высокого уровня: к проведению лекционных и практических занятий привлекаются специалисты с большим практическим опытом. Студенты СПбГЭУ имеют возможность проходить обучение в зарубежных вузах-партнерах в рамках программ академической мобильности. Для наших ребят мы предлагаем интересные и разнообразные варианты досуга. В университете открыт студенческий театр, работает Студенческий совет, на базе вузовского спортивно-оздоровительного комплекса «Грифон» доступны бассейн, тренажерные и игровые залы, в которых регулярно проводятся соревнования по различным видам спорта.
— Какие основные задачи в качестве ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета вы сейчас ставите перед собой?
— Новый объединенный университет должен стать одним из крупнейших научных и образовательных центров Северо-Запада, который будет обеспечивать регион и страну в целом высококлассными специалистами, проводить необходимые современной экономике исследования, осуществлять инновационные научные разработки. Безусловно, сейчас одними из приоритетных задач являются сохранение уникального педагогического коллектива и неуклонное повышение качества подготовки и конкурентоспособности наших выпускников. Ведь не зря слоганом нового экономического университета мы выбрали фразу «Объединяя лучшее!»
Автор: Беседовал Олег НЕФЁДОВ