«…еще не знают на Земле
страшней и радостней дороги…»
В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее.
Академик Д. С. Лихачев писал: “Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...”'. Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека.
Люди приходят к пониманию патриотизма по-разному - сколько людей — столько путей: один - через природу или искусство родной страны, другой — через службу в армии, кто-то через религиозную веру, но, несомненно, одно - знание истории своего Отечества – главное условие формирования патриотизма.
История России, как и история любой страны, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. И другой Родины никогда ни у кого не будет. Поэтому чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное.
Блокада Ленинграда – одна из самых героических и трагических страниц не только ХХ века, но, возможно, и всей истории России. Все что связано с блокадой Ленинграда, пронизано бесконечным ужасом условий жизни и величайшей гордостью за силу духа жителей города.
Рассказывая на занятиях о 125 граммах блокадного хлеба, об отсутствии в домах тепла, света, воды, о чудовищных морозах первой блокадной зимы, количестве жертв среди мирного населения, братских захоронениях на Пискаревском кладбище, всегда встречаешь сопереживание в аудитории. Конечно, о блокаде мы знаем из разных источников - книг, фильмов, песен, фото-видеохроник, выставок, встреч с участниками войны, экскурсий.
Экскурсии на место реальных событий позволяют их участникам, буквально, «кончиками пальцев» прикоснуться к истории, сделать реальными, оживить события «давно минувших» героических дней.
Студенты I курса ГУСЭ, участники экскурсии по «Дороге жизни», прошли по всему ее маршруту, каждый километр которой обозначен мемориальным столбом, останавливались в местах эвакопунктов (эвакуационных пунктов), у сохранившегося участка «Дороги жизни», у памятника «Разорванное кольцо». Во время экскурсии по музею и его территории студенты увидели: грузовики «полуторки», самолеты, автобусы, катера, зенитки, которые были реальными «участниками» военных событий. Ребята, буквально, прикоснулись к 125 граммам блокадного хлеба, прочитали дневник Тани Савичевой у «Цветка жизни».
Даже морозная погода придавала экскурсии определенную историческую «живость», холодный ветер с замерзшей Ладоги пронизывал насквозь, позволяя прочувствовать всем телом героизм людей, работающих на Великой дороге.
Опубликовано - 12 марта 2013