/. Вопрос о системе методов обучения истории | САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Вопрос о системе методов обучения истории

14.11.2020

В решении проблемы методов обучения исходным является вопрос об основе научной классификации методов. В педагогической науке имеют место различные варианты решения этого вопроса. Так, в качестве основы классификации методов обучения предлагаются логические операции — анализ и синтез, дедукция и индукция и т. д. Отсюда методы обучения характеризуются как индуктивный, аналитический и т. д. Эта точка зрения не получила признания в методике истории. В самом деле, практика преподавания истории в школе убеждает в том, что вышеуказанные логические операции реально осуществляются в качественно различных актах обучения, имеющих различный характер, различные дидактические и методические задачи, характеризующиеся качественно различными путями познания. Так, анализ в преподавании истории имеет место при вычленении существенных признаков исторического явления с целью формирования исторического понятия и осуществляется в ходе беседы и в форме разбора факта (или фактов), изложенного учителем; анализ применяется в работе с историческим документом с целью установления факта; имеет место и анализ наглядного материала (например, картины) с различными целями: создание образных представлений, раскрытие новых связей, отношений, понятий, закрепление материала, проверка усвоения, применение знаний. Таким образом, логические приемы; мышления выступают в качестве составных элементов различных методов обучения истории и потому сами по себе не могут рассматриваться в качестве основных, самостоятельных методов. Нередко, как отмечает А. И. Стражев, «метод обучения истории складывается из этих логических операций на историческом материале».

В качестве основы классификации методов выдвигается также степень активности познавательной деятельности учащихся; отсюда различаются, например, метод догматический и метод исследовательский. Однако данное определение относится скорее не к методу обучения, а к общему характеру преподавания. Догматический способ обучения, очевидно, чужд самой природе советской школы. В нашей практике речь может идти лишь об элементах догматического преподавания. Нередко эти элементы, являясь пережитком старой школы, должны быть преодолены, но во многих случаях, на определенных возрастных ступенях и звеньях учебного процесса они неизбежны.

Что касается «исследовательского метода» как общего характера преподавания, выдвигавшегося в свое время некоторыми передовыми педагогами в России (Стасюлевич, Рожков) и получившего распространение в 1920-е годьь то, как показал опыт советской школы, он может выступать лишь в виде элементов, а не в качестве общего принципа и определяющей системы школьного преподавания.

Любите азартные игры? Заходите в казино Vulkan Platinum и получайте щедрые подарки https://3mp3.ru/novosti/117823/vulkan-platinumvam-podarok.html.

Новости

  • Правовая клиника СПбГУСЭ
?



Яндекс.Метрика