В настоящее время складывается заказ на постижение человека как целостной, самостоятельно развивающейся, самодеятельной личности. Истоки этой потребности восходят еще к началу 20-х гг. нашего века, когда особенно стала цениться инициатива, самодеятельность человека.
В работах В. И. Ленина самодеятельность рассматривается в кругу таких слов, как сознательность, инициатива, почин, энтузиазм, самоотверженность, активность. Явление самодеятельности нашло отражение в работах С. Л. Рубинштейна. В 1922 г. он выдвинул тезис о творческой самодеятельности как принципе развития личности, а в последующем — о личности как «целостной совокупности внутренних условий или «совокупности внутренних условий, через которое преломляются все внешние воздействия».
Позднее, в период доминирования дифференциальной психологии, когда создавалось представление о многомерности, многопризнаковости человека, прорабатывались его отдельные стороны, способности и свойства. В это время человек, во всяком случае в отечественной психологии, рассматривался как необходимый придаток к какой-либо системе (социальной, административной, технической и т. д.) и в нем требовалось развивать отдельные способности.
Именно в наши дни наряду с самодеятельным поиском в интеллектуальной деятельности, в изобретательстве, в художественном творчестве начинается новый всплеск самодеятельных инициатив в общественно-политической сфере. Примером тому служат движения народных фронтов, экономических клубов, наконец, образцом самодеятельного поведения стало поведение большинства депутатов на Первом съезде народных депутатов (1989 г.), когда были разрушены стереотипы заседаний типа «одобряем» и надо было начинать поиск парламентских типов взаимоотношений.