Митя на уроке

08.07.2015
Как видят Митину активность на уроке его учителя? На этот вопрос весьма выразительно отвечают данные, помещенные на рис. 30 и в табл. 20. В начале учебного года Митя сразу обнаружил незаурядную склонность к поисковой активности; он проявил себя как неутомимый дискутант, как чрезвычайно старательный и исполнительный мальчик, как человек, чутко реагирующий на мнения других людей, короче - как воплощенная мечта учителя, воспитывающего в своих учениках умение учиться самостоятельно и сообща с другими. В течение первого учебного года сильные и слабые стороны учебной работы этого ученика стали очевидны. Нельзя сказать, что его склонность к поиску, к спорам, его открытость для разных точек зрения выросли: они с самого начала были предельно высоки. Но эти виды активности стали буквально Митиными индивидуальными характеристиками: и его учителя, и его одноклассники устойчиво ожидали от Мити соответствующего поведения на уроке, и он практически никогда не обманывал этих ожиданий. А вот исполнительность Мити значимо упала. Та готовность старательно выполнять все указания учителя, с которой Митя приступил к учению в школе, явно не выдержала испытания временем. О причинах можно только гадать. Возможно, Митино первоначальное усердие охладил длительный и явный неуспех в выполнении письменных работ, точнее - в их оформлении. Вспомним, что мальчик пришел в школу с двумя проблемами: у него плохая память и скверная моторика. Естественно, что первые записи в тетрадях выглядели неприглядно, особенно в сравнении с одноклассниками, гораздо более успешными в этой сфере. Кроме того, он все время забывал мелочи, столь существенные в школьных письменных работах: написать число, оформить «красную строку», отступить строчку от прошлой работы...
Митя не честолюбец, он готов к усилию. Но если усилие слишком долго, месяцами не вознаграждается, а забытое «число, классная работа» учительница, вздохнув в очередной раз, простит, но обязательно похвалит за оригинальное решение, то мальчик тоже себя простит, а гордиться, уважать себя будет совсем за другие учебные доблести. Возможно, за год школьной жизни Митя пересмотрел свои представления о том, что такое «хороший ученик». Здесь, с этими учителями главной доблестью ученика были точные вопросы, меткие замечания, интересные предложения о том, как решать новую задачу. К порядку в тетрадях это все имело весьма косвенное отношение.
Существенно не то, что исполнительность Мити резко снизилась на протяжении его первого года школьной жизни. Гораздо значимей то, что динамика его учебной активности оказалась противоположной основным тенденциям класса. Митина неконформность проявилась очень рано.

Новости

  • Правовая клиника СПбГУСЭ
?



Яндекс.Метрика