Земельная реформа и решение продовольственной проблемы

Советская модель социализма оказалась неспособной решить земельную, а потому и продовольственную проблему. Насильственная коллективизация привела к экспроприации крестьян. Миллионы крестьян были репрессированы, выселены из родных мест или сами покинули их в поисках лучшей доли. Созданные в деревнях колхозы и совхозы в основной массе явились не социалистическими хозяйствами, а государственно-крепостническими латифундиями. В них господствовал малопроизводительный принудительный труд. Громадные расходы на материально-техническую базу колхозов и совхозов вели не к повышению эффективности производства, а к формированию класса сельской бюрократии. Уровень механизации труда вырос, но слабая заинтересованность самого работника снижала его конечную результативность.

В итоге гигантская страна, располагая 557 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 227 млн. га пашни, 25 млн. сельских тружеников, громадным материально-техническим потенциалом, не может прокормить себя и вынуждена импортировать значительную часть необходимого продовольствия. Деревня остается экономически отсталой, социально необеспеченной, инфраструктурно неустроенной, а продовольственная проблема в стране нерешенной.

Принятые партией в последнее время меры, в частности коллективная и индивидуальная аренда земли и других средств производства, проводимые через колхозы и совхозы, не продвигают нас по пути решения продовольственной проблемы. Они сохраняют главный порок прошлого — зависимость крестьян от сельской бюрократии. Это исключает свободный труд и заинтересованность в его результате, а потому и решение продовольственной проблемы.

Нужна глубокая земельная реформа, ведущая к преобразованию всей совокупности аграрных отношений путем предоставления права владения землей тем, кто ее экологически бережно и экономически эффективно обрабатывает, обеспечивает на ней рост производства независимо от формы ведения хозяйства.

Мы поддерживаем предложенный межрегиональной группой народных депутатов СССР радикальный подход к осуществлению аграрной реформы и предлагаем.

1) Объявить все земельные угодья (пашни, сенокосы и пастбища) всенародным достоянием союзных, автономных республик и других территориально-национальных образований.

2) Землю как общенародное достояние объявить изъятой из собственности колхозов, совхозов и межхозяйствопиых объединений и предоставить всем хозяйственным субъектам — государственным, кооперативным и частным лицам — на равной конкурсной основе. Предоставление земли и имеющихся на ней построек и сооружений по пладение, пользование, в аренду и на других условиях должно осуществляться соответствующим Советом народных депутатов. Мы поддерживаем передел земли в пользу тех, кто обеспечит ее наиболее рациональное использование.

3) Коллективных и частных землевладельцев объявить равными перед обществом и государством и пользующимися одинаковыми правами в области цен при купле-продаже продукции и техники, в налоговой системе, в обеспечении семенами, кредитами и т. д.

4) Предоставить всем землевладельцам равные и неограниченные права хозяйствования на своей земле по собственному усмотрению и решения всех вопросов, не задевая законные интересы других людей и обеспечивая охрану окружающей среды.

5) Разрешить равным в хозяйственном и правовом отношениях землевладельцам образовывать любые, не противоречащие закону объединения в целях совместной обработки земли, содержания животных, технического, агро- и зоотехнического обслуживания, сбыта, снабжения, кредитования и т. д.

6) Чтобы государство путем предоставления различного рода льгот и дотаций поощряло объединения и предприятия в техническом, научном, социальном и ином содействии развитию сельскохозяйственного производства и сельской инфраструктуры.

7) Закрепить землю за каждым владельцем на хозяйствование, то есть на использование ее для производства продукции. В этих же целях она передается по наследству или во временную аренду. Но купля-продажа сельскохозяйственных угодий запрещается, а спекуляция земельными участками преследуется законом.

8) Государство имеет право владеть землей, обладать наряду с другими хозяйственными субъектами собственным земельным фондом, а по решению Советов народных депутатов приобретать и дополнительный фонд. Оно вправе создавать на своих землях промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учебные, экспериментальные и иные хозяйства. Использование земель государством контролируется Советами народных депутатов на равных правах с другими владельцами земли.

9) Учитывая остроту продовольственной проблемы, разработать и осуществить программу землеустройства и развития сельской инфраструктуры в целях создания, в особенности в областях Центрального Нечерноземья, класса земельных собственников, способных на семейной основе высокоэффективно вести хозяйство по примеру развитых индустриальных стран.

Мы оцениваем ситуацию таким образом, что понадобятся глубокие преобразования земельных, всей совокупности аграрных и социальных отношений, чтобы восстановить в деревне квалифицированное крестьянство фермерского типа, способное производительно работать, достойно жить на основе достижений современной цивилизации. Выигрышные промокоды бк для твоих больших побед.

Новости

  • Правовая клиника СПбГУСЭ