Рецензия на фильм "Древо жизни"

Одиннадцатилетний Джек живет со своими родителями и братьями где-то в Техасе. Мать внушает ему, что надо уметь любить, быть добрым и бескорыстным, отец, напротив, убеждает сына, что если хочешь чего-то добиться, то на первом месте всегда должны стоять личные интересы. Много лет спустя уже немолодой Джек вспоминает о том времени, понимая, что борьба отца и матери за его душу не утихла до сих пор, хотя их давно уже нет в живых.
Картины, сюжет которых по тем или иным причинам сложно или бессмысленно пересказывать, выходят не так часто, но это все же случается. Так или иначе, трудно припомнить фильм, в котором синопсис был бы настолько условен и так мало отражал суть картины. Достаточно сказать, что где-то на двадцатой минуте основной сюжет «Древа» сменяется красочными картинками в духе научно-популярных фильмов BBC, рассказывающими о зарождении жизни на Земле. И этот кусок, который невольно порождает ассоциации с Кубриком, а конкретно – с известным фрагментом «Космической одиссеи 2001 года», длится минут двадцать, которые кажутся часом, тем более что и до них фильм был, мягко говоря, не очень динамичным. Что, в общем, неудивительно – это же Терренс Малик!
Вообще, «священной коровой Голливуда» почему-то принято называть Клинта Иствуда, который как раз в особом статусе не нуждается – снимая кино, которое нравится и критикам, и простым зрителям. Куда уместнее назвать «священной коровой» Малика. Общепризнанный живой гений и добровольный затворник, снимающий раз в пять-семь лет (не считая 20-летнего затишья перед «Тонкой красной линией»), он всегда творил с эпическим размахом, за что бы ни брался. И каждая его работа, казалось, закрывала тему. Но, по всей видимости, что-то произошло с ним после выхода «Нового света». Нет, «Древо жизни» – все тот же эпос, причем претендующий даже на большее: это как бы фильм об устройстве вселенной. Но Малик всегда был абсолютно самодостаточен и не считал нужным разжевывать каждый из символов, которыми наполнены его картины. «Древо» же снято так, словно режиссер пытался достучаться до каждого идиота, – никакой тонкости, каждая мысль подана в лоб, без поэтических прикрас. Это самая обыкновенная проповедь, которая способна взбесить любого антиклерикала. Бог есть – и точка. И если у вас были претензии к «Фонтану» Дарена Аронофски или «Возвращению» Андрея Звягинцева, то после «Древа жизни» вам покажется, что это просто шедевры философской поэтики. Да что там, даже на творчество Сокурова можно взглянуть другими глазами! Неудивительно, что по поводу «Древа» критики спорят до сих пор, ставя ему диаметрально противоположные оценки. Кто-то считает его главным фильмом на свете, кто-то – худшей работой Малика. Лично я отношусь к последним. ТОП 10 лучших онлайн казино в России 2020 - свежий рейтинг лицензионных онлайн казино

Новости

  • Правовая клиника СПбГУСЭ