О переходе на новые принципы ценообразования

Переход на новые принципы ценообразования невозможен при сохранении сложившегося уровня цен и соотношения их уровней, так как они далеки от соответствия объему и структуре платежеспособного спроса. Вместе с тем переход на новую систему ценообразования ни в коем случае не означает отказа от регулирования процессов изменения цен и управления рынком при их помощи. Первым шагом в этом направлении и должна стать реформа самих цен в народном хозяйстве.

В дальнейшем механизм управления ценами должен, по нашему мнению, базироваться на принципах саморегуляции и косвенного управления. Для этого после перехода к спросовым ценам на предметы конечного потребления необходимо сформировать механизм, связывающий изменение степени удовлетворения платежеспособного спроса потребителя на те или иные товары с адекватным изменением рентабельности производства благ. Поэтому рыночные механизмы должны быть не только в сфере реализации конечного продукта, но и в сфере распределения фондов, инвестиций, промежуточного продукта и трудовых ресурсов. Первым шагом в данном направлении может стать реформа налогообложения, которая, на наш взгляд, в первую очередь должна коснуться механизма мобилизации в бюджет налога с оборота.

В настоящее время за счет уменьшения налога с оборота на товары народного потребления и некоторого снижения оптовых цен на продукцию машиностроения надо увеличить оптовые цены на продукцию сырьевых отраслей и при помощи оптовых цен выровнять отраслевую рентабельность производства с учетом различий в органическом строении фондов, скорости оборота и сроков амортизации фондов по отраслям. Тем самым будет создана своеобразная «эквипотенциальная поверхность» эффективности новых инвестиций в рамках народного хозяйства и, следовательно, выравнены условия развития отраслей за счет внутриотраслевых накоплений.

Одновременно с этим с бюджета будет снята нагрузка в части покрытия убытков добывающих отраслей. Оставшаяся часть налога с оборота должна быть признана акцизом, общая величина которого обеспечивает, наряду с другими источниками доходов бюджета, устойчивое централизованное финансирование государственных социальных программ, расходы на экологию и оборону. Сами ставки налога с оборота должны определяться не «методом разниц», как сейчас, а в виде норматива акциза от уровня розничной цены. Пропорция, в которой налог с оборота будет разделен на акциз и добавку к оптовым ценам планово-убыточных производств в конечном счете определит темпы оздоровления экономики. Так, при более высокой норме рентабельности, заложенной в ценах, меньшее количество предприятий окажется за чертой убыточности. Вместе с тем высокоэффективные предприятия будут сверхрэнтабельными, а величина акцизных поступлений в бюджет сократится. Это необходимо компенсировать введением прогрессивного налога — отчислений от прибыли предприятий в государственный бюджет. Играть онлайн в игровые слоты с моментальными выплатами на банковскую карту сбербанка или электронный кошелек киви.

Новости

  • Правовая клиника СПбГУСЭ