Об эффективности использования Северного морского пути

Использование Севморпути станет реальностью лишь при условии, что грузоотправители будут убеждены в преимуществе арктического варианта доставки грузов перед другими. Но для этого надо начать его использовать.

Как видим, получается заколдованный круг. Можно ли из него выйти? Безусловно. Для этого необходимо проиграть различные сценарии транзитного использования СМП на имитационной транспортной модели, варьируя на входе объемы перевозок, структуру ледокольного и транспортного флота, а также продолжительность навигационного периода. Научные предпосылки для исследования возможных вариантов ТПГ разработаны во ВНИИ системных исследований АН СССР.

Допустим, в итоге мы получим, что эффективность арктического варианта перевозки выше, чем всех остальных, т. е. ледокольные сборы за проводку судов будут таковы, что их иностранные владельцы проявят практический интерес к транзитному использованию СМП. Означает ли это, что данная проблема будет безоговорочно решена? Думаем, нет, ибо при проводке иностранных судов по СМП возникнет ряд вопросов, на которые пока нет ясного ответа. Так, при плавании в высоких широтах появляется вероятность получения ледового повреждения судна, в том числе аварийного, а посему — каким должен быть страховой сбор на такое судно? При проходе по СМП наливных судов возникает опасность загрязнения арктических вод, а следовательно — каким требованиям должны удовлетворять танкеры с точки зрения их, а также экологической безопасности советских районов северных морей? Какой ледовый класс необходимо иметь иностранным судам? Наконец, учитывая, что плавание в арктических льдах — это сложное профессиональное искусство, каким критериям должен соответствовать судоводительский состав иностранных судов? Кто и по какой процедуре будет их определять?

Как видим, при привлечении иностранных судов на СМП вопросов возникает много. Поэтому нам представляется, что будет гораздо проще организовать транзитную перевозку грузов иностранных фирм на советских судах. Как известно, такая практика уже существует. Например, в августе 1989 г. советский теплоход «Тикси», зафрахтованный зарубежным грузовладельцем, прошел по СМП из Гамбурга в Осаку.

Конечно, когда речь идет об эпизодических рейсах, то вопросы их эффективности каждый раз можно решать отдельно, стремясь к тому, чтобы такое сотрудничество было взаимовыгодным. Что же касается регулярного использования СМП для массовых транзитных перевозок грузов, то здесь пока много проблем. С нашей точки зрения, их решение еще более усложнится, когда наш рубль станет конвертируемым: захотят ли иностранные судовладельцы платить ледокольные сборы с учетом реальной себестоимости наших дорогостоящих атомоходов? Ясности здесь пока нет. Чтобы говорить более определенно, нужна многовариантная проработка данной проблемы с использованием аппарата экономико-математического моделирования. Ученые к этому готовы, теперь слово за теми, кто эксплуатирует флот на Северном морском пути.

Когда материал готовился к печати, были утверждены правила плавания иностранных торговых судов по Северному морскому пути. По западному его участку, правда» пока на советских транспортах уже прошли норвежские мореходы с целью изучения навигационных условий региона. Точный расчёт ставок и постоянная поддержка от betwinner1.ru .

Новости

  • Правовая клиника СПбГУСЭ